OMERA

Предприятие тяжелого станкостроения Omera S.r.l. расположено в городке Кьюпано (Chiuppano) в регионе Виченца Северной Италии. С 1951 года предприятие выпускает пресс-ножницы, гидравлические и кривошипные прессы, гибочно-отрезные станки и автоматические линии штамповки.


В первую очередь хочу отметить, что для обывателей, доселе незнакомым со спецификой промышленности северной Италии, покажется странным, что в деревушке с численностью менее 3000 жителей расположено передовое предприятие ТЯЖЕЛОГО станкостроения, на котором производят прессы усилием до 5000 тонн!

На этом сюрпризы не заканчиваются. Но обо всем попорядку. 

Завод расположен у подножия южного склона Доломитовых Альп. Аккуратная территория с подстриженным газоном, приятный фасад здания в технократическом стиле, куст-параллелепипед рядом со входом - во всем чуствуется порядок. 


Маленький сюрприз - в честь нашего приезда вывешен белорусский флаг. Спрашиваю: "Почему гимн не исполняете?" Ответ: "В следующий раз обязательно разучим."

Внутри нас ожидает уютный холл с Еленой прекрасной на рецепции, которая и встречает гостей, и выполняет функции секретаря организации. Стандартные записи в журнале по технике безопасности - и мы на предприятии. 

На OMERе, как впрочем, и на других предприятиях, которые мне довелось посетить, обратил внимание на обилие переговорных и комнат для гостей. Практики общаться в кабинете руководителя или специалиста здесь нет. "Царь" или "бояре" сами спускаются к гостям и общаются в одной из многочисленных переговорных, где есть для этого все необходимое. 


Несмотря на то, что в России и Беларуси на большинстве предприятий есть такие переговорные, гости все равно выстраиваются в очередь к "Царю" в его приемной, как у кабинета зубного. Переговорные используются только для конференций, или когда гостей очень много.

Внешних особенностей устройства технических и коммерческих отделов я не заметил. На заметку, пожалуй, можно взять следующую деталь - большие окна в техотделе, позволяющие наблюдать происходящее в сборочном цехе как на ладони.




Спускаемся в сборочный цех.

Про строгое разграничение рабочих зон можно не говорить - это правило неукоснительно соблюдается повсеместно. Никакой захламленности или мест излишнего складирования я не увидел.


В рабочей зоне на поддонах, которые привозят погрузчиком, все необходимые для сборки на текущий момент узлы и детали. Каждый узел или деталь сопровождается чертежом и спроводительным листом. На сборку выделяется ровно столько деталей, сколько нужно. Включая метизы. Спрашиваю: "А детали не пропадают?" Недоуменный ответ: "А почему они должны пропадать?"


Натыкаюсь на компьютер в цехе. Вроде бы ничего необычного. Кроме того, что использует его слесарь. Для облегчения сборки сложного пресса рабочий имеет возможность просматривать 3D модель сборки в приложении ProEngineer. Много ли слесарей на наших станкостроительных заводах владеют компьютером вообще и специализированным CAD/CAM программным пакетом в частности?!


А вот и пресс, который слесарь собирает в настоящий момент.


Здесь я хотел бы обратить внимание на высокую степень продуманности и механизации процессов перемещения заготовок и деталей по цеху. Для этого на OMERe есть все. Это и кран-балки грузоподъемностью от 10 до 50 тонн, и организованные подъезды для погрузчиков к каждому месту, и большой набор грузоподъемных устройств, и передвижные тележки для транспортирования станин на г/п до 200 (!) тонн.


Немного о механической обработке.

В общем-то ничего выдающегося в мехобработке я в Италии не увидел. Но и запущенной эту сферу произвоства никак не назовешь. 
Как правило, обработка деталей, сварка и покраска выносятся в отдельные цеха, здания и даже в отдельные производства. Однако, в тяжелом станкостроении из-за больших габаритов станин и сложности и дороговизны их перемещения часть операций окончательной обработки сосредоточено в сборочном цехе.

Станки, как станки, пусть и большие.


Зацепило глаз другое. Например, оснащенность специализированным инструментом на каждом без исключения рабочем месте.



Каждый слесарь имеет мобильную тумбочку-стеллаж с инструментом. Не возникает драки за инструмент, он не пропадает.


О складах, компонентах и культуре.

Склады на Omera устроены по уму. Все отсортированно, подписано, как в магазине. Доступ к стеллажам свободный и для людей, и для погрузчиков.



На OMERa используют компоненты проверенных производителей, таких как Bosch-Rexroth, Siemens, Shnieder Electric, Festo. Сталь используют немецкую, закупают у проверенных поставщиков. Это не понты или дань традициям, а уверенность в качестве. Кстати, Omera, равно как и многие другие заводы, не имеет собственной лаборатории материалов, доверяя этот вопрос поставщикам. Проверенные на протяжении более 30 лет связи не позволяют снабженческим организациям "халтурить", т.к. даже единичный выявленный случай может лишить тебя постоянного Покупателя.


И все же мне до сих пор непонятно, как при стоимости газа свыше 450 долларов за 1 кубометр, стоимости качественной конструкционной стали 1800-2000 евро (!) за тонну и топлива 1,6-1,8 евро за литр, Итальянцы умудряются производить качественный конкурентный товар. 

А оборудование у OMERA действительно надежное. Кстати, каждая единица оборудования проходит реальные "горячие" испытания непосредственно в сборочном цехе. Я был свидетелем отработки производства дорожного знака на гибочно-отрезном станке.  



Omera специально закупает тонны материала для изготовления пробных заготовок. Анализ качества продукции - это высший пилотаж в маркетинге станкостроения. Не каждый завод делает это серийно, в основном, только когда Заказчик требует.

Ниже коротенькое видео отладки процесса отбортовки треугольного дорожного знака. Эти станки, ранее выпускавшиеся под брендом TIMAC, до сих пор считаются лучшими в мире по производительности и надежности.



Напоследок несколько приятных мелочей, замеченных мною на OMERe.

Чистота туалетов для персонала.


Милый коврик на входе. Сразу понятно, куда попал :)


Вот пожалуй и все по сборочному цеху. А есть еще и сварочное производство, и малярка и мехобработка узлов. Но об этом в другой раз...






 










Комментариев нет:

Отправить комментарий